Среда, 29.01.2025, 08:53

Сайт педагога-психолога СДЮСШОР Орловой Елены

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие психологических умений и навыков

  

Перед стартом спортсмен может находиться в разных состояниях в зависимости от ряда факторов, а необходимым состоянием является оптимальное боевое состояние. В этой связи перед спортсменом стоит важная задача – саморегуляция неблагоприятного состояния. Не менее важным является правильность оценки спортсменом своего предстартового состояния. В процессе многолетних тренировок спортсмен приобретает способность определять своё предстартовое состояние и в какой-то степени управлять им. Однако далеко не всем спортсменам это удаётся, и в результате их выступления на соревнованиях не всегда успешны. Контролю своего состояния и его регуляции необходимо обучать спортсменов с использованием средств психорегуляции.

Саморегуляция как способность имеет чрезвычайно важное значение в соревнованиях. В процессе подготовки к старту идёт психологическая настройка спортсмена на предстоящую деятельность. Используемые спортсменом приёмы саморегуляции призваны помочь устранить ненужные отвлекающие факторы, «выключить» посторонние мысли, создать оптимальное психическое состояние, соответствующее соревновательной деятельности. Формирующаяся функциональная система (рабочая) должна стать доминирующей. Её формирование достигается специальной тренировкой умения вызывать соответствующие эмоции, чувства. Средства психорегуляции здесь играют роль актуализации и становления наиболее рациональной центрально-периферической интеграции.

Для использования методов и приёмов психорегуляции необходимо овладение ими в тренировочном процессе до закрепления прочных условно-рефлекторных связей.

            В спорте довольно распространены случаи, когда спортсмен, показывая предельно высокие результаты на тренировках, на официальных соревнованиях довольствуется средним результатом. Эти случаи говорят о том, что в процессе подготовки спортсменов не уделяется должного внимания проблеме актуализации возможностей спортсмена к соревнованию, те использованию всего накопленного опыта, приобретённых знаний и умений. Подобная актуализация становится возможной лишь при развитых у спортсмена навыков саморегуляции.

            Развитое качество саморегуляции является одним из составляющих компонентов психической надёжности.

            Уровень владения саморегуляцией оказывает существенное влияние на предстартовое состояние спортсменов: для лиц с высоким уровнем развития навыков саморегуляции характерно в основном состояние боевой готовности. С понижением уровня сформированности навыков саморегуляции у спортсменов чаще возникают неблагоприятные предстартовые состояния: тревожность, неуверенность, предстартовая лихорадка, апатия.

Психическая саморегуляция рассматривается в трёх аспектах:

  1. Как способность человека управлять своими мыслями, чувствами, действиями
  2. Как средство, с помощью которого спортсмен управляет своим состоянием, деятельностью
  3. Как деятельность человека по использованию средств и приёмов психорегуляции, способствующих созданию оптимального предстартового состояния и оптимальному проявлению своих физических и технических возможностей.

Основной целью саморегуляции является формирование особого психического состояния у спортсмена, способствующего наиболее полному использованию им своего потенциала, накопленного на тренировках.