Памятка для спортсмена
Проблемы идеомоторной тренировки в зарубежной психологии спорта
Опубликовано в журнале "Теория и практика физической культуры"
Ю. Л. Ханин, Н. Б. Стамбулова, П. М. КасьяникЛенинградский институт методов и техники управления.В современной психологии спорта широко распространены исследования влияния представления движения на результат спортивного выступления. Идеомоторная тренировка (ИТ) прочно вошла в арсенал средств психической регуляции и двигательного обучения. И хотя эффективность ИТ ни у кого не вызывает сомнения,полной ясности и однозначности в объяснении и использовании эффектов идеомоторики еще не достигнуто. В настоящем обзоре предпринята попыткарассмотреть основные проблемы и направления исследований ИТ в зарубежной психологии спорта.
Только за последние 10 лет выполнено более 250 исследовании по данной тематике: область применения ИТ значителыю расширилась за счет активного использования во многих странах различных ее вариантов практически во всех видах спорта. Относительно новое направление — применение ИТ для повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию (Д. Гёллес, Р. Нойбауер, 1984; м. А. Ито, 1980; ч. Б. Корбин, 1972, и др.)На каком этапе обучения наиболее эффективна ИТ? Исследователи по-разному отвечают на этот вопрос, полагая, что ИТ дает наибольший результат в следующихслучаях:а) на начальной стадии обучения, когда в образе движения доминируют вербально-моторные компоненты, а чем больше опыт спортсменов, тем меньше прирост их результатов в ИТ (Д. Фельтц, Д. Ландерз, 1983; Р. Шмидт, 1982);б) на стадиях совершенствования, когда спортсмены уже достаточно знакомы с движениями (Ч. Б. Корбин, 1972);в) на разных этапах обучения, независимо от уровня владения навыком (А. Ричардсон, 1967).
Горнолыжный спорт: демистификация психологии горнолыжного спорта.
Статья американского спортивного психолога доктора Джима Тейлора. В прошлом горнолыжник, Джим Тейлор пишет, как он работает со спортсменами-горнолыжниками, и о наиболее распространённых заблуждениях о психологии спорта
Всякий раз, разговаривая со спортсменами и тренерами, я спрашиваю их, какой аспект подготовки, по их мнению, больше других влияет на катание. И почти всегда они отвечают единогласно – психологический настрой. Затем я спрашиваю, сколько времени они уделяют своей психологической подготовке, и почти всегда они отвечают, что нисколько или, в лучшем случае, немного.
Несмотря всю очевидную важность ментальной стороны спорта, ей чаще всего пренебрегают, по крайней мере, до возникновения проблемы. Ошибка спортсменов и тренеров в том, что они не рассматривают психологическую подготовку как неотъемлемую часть, наряду с физической и технической подготовкой. Спортсмены ведь не ждут, пока получат травму, прежде чем начать улучшать физические кондиции. Они не стараются накопить технические ошибки, прежде чем начать работать над техникой. Скорее всего, гонщики совершенствуют физическую и техническую подготовленность, чтобы избежать проблем, которые вызывает недостаток подготовки. Психологическая подготовленность требует такого же отношения.
Статья взята с сайта: www.sportpsy.ru
Джулия и Линдси: пламя и лёд
Автор Др Дж. Тэйлор
Я не разговаривал с Джулией Манкузо и Линдси Вонн (тогда Килдоу), с тех пор, как им было, вероятно, лет по четырнадцать. Вполне возможно, что они не помнят меня вообще. Однако я выступал во многих летних и осенних лагерях Эриха Зайлера, где они тренировались. Я увлеченно наблюдал за их карьерами, начиная с ранних успехов и заканчивая текущим положением около вершины эволюции женского Кубка Мира. Я неоднократно наблюдал, как они тренируются и соревнуются. Я обстоятельно общался с их тренерами и товарищами по команде эти годы. Таким образом, эта статья о том, что я почерпнул из наблюдений, и не затрагивает того, что находится в сердцах и умах Джулии и Линдси, (которые для меня недоступны).
Эта статья опубликована в блоге Д-ра Джима Тэйлора
Статья взята с сайта: www.sportpsy.ru
Предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека.
Спортивная ориентация и отбор - один из актуальных вопросов спорта, в решении этого вопроса можно опираться на спортивную психологию.
С появлением школ «олимпийского резерва», призванных готовить спортсменов высшей квалификации, в спортивной практике стал широко пропагандироваться спортивный отбор среди начинающих заниматься спортом. Однако, как правило, такой отбор заключается в случайном комплектовании групп, и по ходу тренировочного процесса проводится периодический отсев занимающихся из спортивной секции. Либо, потренировавшись некоторое время, ребёнок или его родители приходят к выводу, что это не тот вид деятельности. Очень редко отбор в секции проводится, учитывая морфологические, физиологические и психологические факторы. Редко акцент делается на типологические, врождённые особенности конкретного человека. А ведь благодаря этому ребёнка с самого начала его спортивной карьеры можно направить в тот вид спорта, который подойдёт ему по всем показателям, и в котором он будет успешен в дальнейшем.
составила (по литературным материалам) А. Чернова
источник: Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я., Сафонов В.К. Психология спорта. Современные направления в психологии. Ленинград,1989г.