Вторник, 28.01.2025, 06:40

Сайт педагога-психолога СДЮСШОР Орловой Елены

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Памятка для спортсмена


Эта ПАМЯТКА написана для спортсменов - боксёров, но актуальна она и для спортсменов, занимающихся любым другим видом спорта. Дочитайте ПАМЯТКУ до конца и Вы убедитесь в её универсальности. 
ПАМЯТКА
ДЛЯ СПОРТСМЕНА
сборной команды России по боксу
1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СПОРТСМЕНОМ
СПОРТСМЕН – это тот, кто тренируется под руководством более сведущего и опытного спортсмена – ТРЕНЕРА. Когда спортсмен тренируется, он знает, что его цель – понять по-ставленную перед ним задачу и выполнять упражнения так, чтобы смочь эффективно при-менять их для достижения победы в соревнованиях. Спортсмен связывает то, что трениру-ет, с тем, что будет делать в будущем на соревнованиях.
Спортсмен – это тот, кто хочет побеждать и идет к этой цели кратчайшим для се-бя путем, используя помощь тренера и других специалистов.
2. НАМЕРЕНИЕ СПОРТСМЕНА
Есть спортсмены, которые тренируются с целью получить: славу, статус, деньги, показ по телевизору, любовь женщин и т.п. При таком подходе такой спортсмен так и не обретет способности быть чемпионом и лидером на соревнованиях.
Существует одна настоящая причина тренировки: тренировка с целью выработки практических знаний и навыков, которые будут использоваться в достижении высоких спортивных результатов на соревнованиях.
3. ОБЯЗАННОСТЬ СПОРТСМЕНА
Победа – это следствие последовательно выполненных действий. Следовательно, очень важно при достижении цели правильно спланировать и выполнить каждый пункт плана тренировочно-соревновательного процесса.
Спортсмен – это должность, и, поэтому, у него есть должностная обязанность и план деятельности, в котором четко и ясно описано: что, когда, сколько и как необходимо делать то или иное действие в тренировочно-соревновательной деятельности. Составление плана всегда начинается с ожидаемого результата – конечного продукта деятельности (КПД) и заканчивается статистикой, по которой судят об эффективности выполненной работы.
Если в деятельности спортсмена отсутствует планирование и контроль по статистике, такой спортсмен вряд ли когда-либо достигнет своей цели. Только наличие четкого плана деятельности и контроль по статистике дает гарантию достижения цели – победы на соревнованиях.
Статья взята с сайта  http://www.iper1.ru/

Проблемы идеомоторной тренировки в зарубежной психологии спорта

идеомоторная тренировка

Опубликовано в журнале "Теория и практика физической культуры"

Ю. Л. Ханин, Н. Б. Стамбулова, П. М. Касьяник
Ленинградский институт методов и техники управления.
В современной психологии спорта широко распространены исследования влияния представления движения на результат спортивного выступления. Идеомоторная тренировка (ИТ) прочно вошла в арсенал средств психической регуляции и двигательного обучения. И хотя эффективность ИТ ни у кого не вызывает сомнения,
полной ясности и однозначности в объяснении и использовании эффектов идеомоторики еще не достигнуто. В настоящем обзоре предпринята попытка
рассмотреть основные проблемы и направления исследований ИТ в зарубежной психологии спорта.

Прежде всего возникает вопрос: чем определяется эффективность ИТ? Присопоставлении результатов 146 современных работ по ИТ Д. Фельтц и Д. Ландерз (1983), используя процедуру мета-анализа, пришли к выводу, что наибольший эффект ИТ дает при продолжительности представления менее 1 мин или от 15 до 25 мин, а также при количестве повторений менее 6 или от 36 до 46 за одно занятие. Обнаружено также, что оптимальная длительность и частота ИТ различаются в зависимости от типа задач (когнитивные, двигательные или силовые). Кроме того, эффективность ИТ зависит от степени индивидуализации программ и сочетания с другими вспомогательными средствами: релаксацией, имитацией, просмотром кинокольцовок (М.Ито, 1980; М. Фишмэн и др., 1981; Б. Шелленбергер, Д. Люнц, 1980).

Только за последние 10 лет выполнено более 250 исследовании по данной тематике: область применения ИТ значителыю расширилась за счет активного использования во многих странах различных ее вариантов практически во всех видах спорта. Относительно новое направление — применение ИТ для повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию (Д. Гёллес, Р. Нойбауер, 1984; м. А. Ито, 1980; ч. Б. Корбин, 1972, и др.)
На каком этапе обучения наиболее эффективна ИТ? Исследователи по-разному отвечают на этот вопрос, полагая, что ИТ дает наибольший результат в следующих
случаях:
а) на начальной стадии обучения, когда в образе движения доминируют вербально-моторные компоненты, а чем больше опыт спортсменов, тем меньше прирост их результатов в ИТ (Д. Фельтц, Д. Ландерз, 1983; Р. Шмидт, 1982);
б) на стадиях совершенствования, когда спортсмены уже достаточно знакомы с движениями (Ч. Б. Корбин, 1972);
в) на разных этапах обучения, независимо от уровня владения навыком (А. Ричардсон, 1967).

Горнолыжный спорт: демистификация психологии горнолыжного спорта.

Статья американского спортивного психолога доктора Джима Тейлора. В прошлом горнолыжник, Джим Тейлор пишет, как он работает со спортсменами-горнолыжниками, и о наиболее распространённых заблуждениях о психологии спорта

Всякий раз, разговаривая со спортсменами и тренерами, я спрашиваю их, какой аспект подготовки, по их мнению, больше других влияет на катание. И почти всегда они отвечают единогласно – психологический настрой. Затем я спрашиваю, сколько времени они уделяют своей психологической подготовке, и почти всегда они отвечают, что нисколько или, в лучшем случае, немного.

Несмотря всю очевидную важность ментальной стороны спорта, ей чаще всего пренебрегают, по крайней мере, до возникновения проблемы. Ошибка спортсменов и тренеров в том, что они не рассматривают психологическую подготовку как неотъемлемую часть, наряду с физической и технической подготовкой. Спортсмены ведь не ждут, пока получат травму, прежде чем начать улучшать физические кондиции. Они не стараются накопить технические ошибки, прежде чем начать работать над техникой. Скорее всего, гонщики совершенствуют физическую и техническую подготовленность, чтобы избежать проблем, которые вызывает недостаток подготовки. Психологическая подготовленность требует такого же отношения.

 Читать полностью 

Статья взята с сайта: www.sportpsy.ru

 

Джулия и Линдси: пламя и лёд 

Автор Др Дж. Тэйлор

Я не разговаривал с Джулией Манкузо и Линдси Вонн (тогда Килдоу), с тех пор, как им было, вероятно, лет по четырнадцать. Вполне возможно, что они не помнят меня вообще. Однако я выступал во многих летних и осенних лагерях Эриха Зайлера, где они тренировались. Я увлеченно наблюдал за их карьерами, начиная с ранних успехов и заканчивая текущим положением около вершины эволюции женского Кубка Мира. Я неоднократно наблюдал, как они тренируются и соревнуются. Я обстоятельно общался с их тренерами и товарищами по команде эти годы. Таким образом, эта статья о том, что я почерпнул из наблюдений, и не затрагивает того, что находится в сердцах и умах Джулии и Линдси, (которые для меня недоступны).

Читать полностью

Эта статья опубликована в блоге Д-ра Джима Тэйлора

Статья взята с сайта: www.sportpsy.ru

Предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека.

    Спортивная ориентация и отбор - один из актуальных вопросов спорта, в решении этого вопроса можно опираться на спортивную психологию.

    С появлением школ «олимпийского резерва», призванных готовить спортсменов высшей квалификации, в спортивной практике стал широко пропагандироваться спортивный отбор среди начинающих заниматься спортом. Однако, как правило, такой отбор заключается в случайном комплектовании групп, и по ходу тренировочного процесса проводится периодический отсев занимающихся из спортивной секции. Либо, потренировавшись некоторое время, ребёнок или его родители приходят к выводу, что это не тот вид деятельности. Очень редко отбор в секции проводится, учитывая морфологические, физиологические и психологические факторы. Редко акцент делается на типологические, врождённые особенности конкретного человека. А ведь благодаря этому ребёнка с самого начала его спортивной карьеры можно направить в тот вид спорта, который подойдёт ему по всем показателям, и в котором он будет успешен в дальнейшем.

   Читать полностью  
 

составила (по литературным материалам) А. Чернова

 источник: Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я., Сафонов В.К. Психология спорта. Современные направления в психологии. Ленинград,1989г.